Платные образовательные услуги
Школа предоставляет платные образовательные услуги в соответствии с Уставом, лицензией и приложением к ней
Платные образовательные услуги оказываются обучающимся за рамками общеобразовательных программ и государственных стандартов на договорной основе. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках деятельности по реализации общеобразовательных стандартов
Отказ от предлагаемых образовательным учреждением платных образовательных услуг не влияет на участие обучающегося в реализации общеобразовательных программ
По каждому виду платных образовательных услуг школа имеет программы, утвержденные педсоветом
Образовательные услуги не могут оказываться взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета. Доход от платных образовательных услуг расходуются в соответствии с Положением о расходовании внебюджетных средств.
Федеральное законодательство устанавливает ряд условий, при наличии которых государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги.
Во-первых, в уставе образовательного учреждения должно быть указано наличие платных образовательных услуг и установлен порядок их предоставления на договорной основе (пп. 5 «ж» п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»).
Типовое положение об общеобразовательном учреждении требует к тому же, чтобы в уставе школы были определены «виды и типы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных» (ч. 2 п. 38). Аналогичное требование содержится и в п. 3 Правил оказания платных образовательных услуг (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (с последующими изменениями и дополнениями) Правила приведены в приложении 1. Данные требования подзаконных актов представляются избыточными и неосуществимыми. Дело в том, что конкретный перечень услуг, оказываемых школой, достаточно сильно зависит от конъюнктуры рынка в данной местности, наличия необходимых педагогических кадров и многих других факторов, которые не могут быть известны заранее и крайне изменчивы. Чтобы соблюсти указанные требования и не вносить каждый раз изменения в устав школы, рекомендуется указывать максимальное количество видов дополнительных образовательных услуг, которые может оказывать школа, используя при этом общие обозначения характера таких услуг (например, услуги по обучению игре на музыкальных инструментах, в области искусства, по изучению иностранных языков, в спортивных секциях).
Во-вторых, оказание отдельных видов платных дополнительных образовательных услуг возможно только при наличии соответствующей лицензии.
Согласно Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 не подлежит лицензированию «образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации». Исходя из буквального толкования указанной нормы можно прийти к выводу, что дополнительные образовательные услуги, не сопровождающиеся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не подлежат лицензированию. Соответствующее разъяснение было дано и Министерством образования Российской Федерации в письме от 25 декабря 2002 г. № 31–52–122/31–15 «О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования», которое, однако, не носит нормативного характера.
Однако это не совсем так. Пункт 2 Типового положения об общеобразовательном учреждении устанавливает в качестве обязательного условия наличие «соответствующей лицензии» при реализации общеобразовательным учреждением дополнительных образовательных программ, хотя очевидно, что такие программы не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.
Закон РФ «Об образовании» прямо требует наличие лицензии в случае, когда общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями проводят профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг (п. 8 ст. 19).
Требование «наличия лицензии» не означает, что школа должна получить отдельную лицензию на дополнительные образовательные программы и профессиональную подготовку. Такие образовательные программы должны быть указаны в приложении к лицензии школы на осуществление образовательной деятельности.
Следует отметить, что прохождение процедуры лицензирования в отношении дополнительных образовательных программ выгодно и для самой школы, поскольку является необходимым условием для получения льготы по налогу на добавленную стоимость при оказании таких услуг (пп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Практика применения налогового законодательства показывает, что если дополнительные образовательные программы, реализуемые школой, не указаны в приложении к лицензии, то такая деятельность будет облагаться НДС. Подробнее об этом см. раздел 1.4
В-третьих, платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные путем такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суд (п. 3 ст. 45 Закона РФ «Об образовании»). К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, не относятся: снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах (п. 4 Правил оказания платных образовательных услуг).
Принципы оказания платных дополнительных образовательных услуг Принцип добровольности
Дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан (п. 1 ст. 26 Закона РФ «Об образовании»). Поэтому должен соблюдаться принцип добровольностипредоставления платных дополнительных образовательных услуг (ученик имеет право, но не обязан получать эти услуги). «Отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объемапредоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг» (ч. 2 п. 5 Правил).
Отдельно следует раскрыть принцип добровольности платных образовательных услуг при реализации школой такой формы обучения как экстернат.
При обучении в форме экстерната обучающийся (экстерн) самостоятельно (т.е. вне общеобразовательного учреждения, в котором он проходит аттестацию) осваивает учебные программы, а в общеобразовательное учреждение обращается для прохождения промежуточной и итоговой аттестации по установленному графику. Экстерну не может быть отказано в праве пользования библиотекой, посещения лабораторных и практических работ, консультаций перед экзаменом (в пределах двух учебных часов); других мероприятиях, проводимых в общеобразовательном учреждении (п. 2.5 Положения о получении общего образования в форме экстерната, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 23 июня 2000 г. № 1884*). Взимание какой-либо платы за указанные услуги в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не предусматривается. Любые дополнительные учебные занятия, кроме перечисленных выше, вобщеобразовательном учреждении, в котором экстерн проходит аттестацию, могут проводиться только по его желанию в качестве дополнительной платной образовательной услуги в соответствии с Правилами и договора между экстерном и учреждением (п. 1.8 Положения о получении общего образования в форме экстерната).
Допуск экстерна к прохождению аттестации при условии посещения курса лекций или иных занятий является грубейшим нарушением законодательства. В случае платности таких занятий данное деяние имеет признаки состава уголовного преступления, предусмотренного ст. 285 Уголовного кодекса РФ. Незаконность подобной практике подчеркивается и в Методических рекомендациях по организации получения общего образования в форме экстерната в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации (приложение к письму Министерства образования России от 23 января 2002 г. № 03–51–16ин/13–03).