МБОУ СОШ № 23 им. А.А. Мамонова
х.Тысячный
  • Платные образовательные услуги

    Платные дополнительные программы, секции и кружки

    Школа предоставляет платные образовательные услуги в соответствии с Уставом, лицензией и приложением к ней

    Платные образовательные услуги оказываются обучающимся за рамками общеобразовательных программ и государственных стандартов на договорной основе. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках деятельности по реализации общеобразовательных стандартов

    Отказ от предлагаемых образовательным учреждением платных образовательных услуг не влияет на участие обучающегося в реализации общеобразовательных программ

    По каждому виду платных образовательных услуг школа имеет программы, утвержденные педсоветом

    Образовательные услуги не могут оказываться взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета. Доход от платных образовательных услуг расходуются в соответствии с Положением о расходовании внебюджетных средств.

    Федеральное законодательство устанавливает ряд условий, при на­личии которых государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образователь­ные услуги.

    Во-первых, в уставе образовательного учреждения должно быть ука­зано наличие платных образовательных услуг и установлен порядок их предоставления на договорной основе (пп. 5 «ж» п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»).

    Типовое положение об общеобразовательном учреждении тре­бует к тому же, чтобы в уставе школы были определены «виды и типы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных» (ч. 2 п. 38). Аналогичное требование содержится и в п. 3 Правил оказа­ния платных образовательных услуг (далее — Правила), утвержден­ных постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (с последующими изменениями и дополнениями) Правила приведены в приложении 1. Данные требова­ния подзаконных актов представляются избыточными и неосуще­ствимыми. Дело в том, что конкретный перечень услуг, оказывае­мых школой, достаточно сильно зависит от конъюнктуры рынка в данной местности, наличия необходимых педагогических кадров и многих других факторов, которые не могут быть известны заранее и крайне изменчивы. Чтобы соблюсти указанные требования и не вно­сить каждый раз изменения в устав школы, рекомендуется указы­вать максимальное количество видов дополнительных образова­тельных услуг, которые может оказывать школа, используя при этом общие обозначения характера таких услуг (например, услуги по обу­чению игре на музыкальных инструментах, в области искусства, по изучению иностранных языков, в спортивных секциях).

    Во-вторых, оказание отдельных видов платных дополнительных об­разовательных услуг возможно только при наличии соответствующей лицензии.

    Согласно Положению о лицензировании образовательной дея­тельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 не подлежит лицензированию «образова­тельная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семи­наров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квали­фикации». Исходя из буквального толкования указанной нормы мож­но прийти к выводу, что дополнительные образовательные услуги, не сопровождающиеся итоговой аттестацией и выдачей докумен­тов об образовании и (или) квалификации, не подлежат лицензиро­ванию. Соответствующее разъяснение было дано и Министерством образования Российской Федерации в письме от 25 декабря 2002 г. № 31–52–122/31–15 «О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными уч­реждениями общего образования», которое, однако, не носит нор­мативного характера.

    Однако это не совсем так. Пункт 2 Типового положения об общеоб­разовательном учреждении устанавливает в качестве обязательного условия наличие «соответствующей лицензии» при реализации обще­образовательным учреждением дополнительных образовательных программ, хотя очевидно, что такие программы не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

    Закон РФ «Об образовании» прямо требует наличие лицензии в слу­чае, когда общеобразовательные учреждения по договорам и совме­стно с предприятиями, учреждениями, организациями проводят профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг (п. 8 ст. 19).

    Требование «наличия лицензии» не означает, что школа должна по­лучить отдельную лицензию на дополнительные образовательные про­граммы и профессиональную подготовку. Такие образовательные про­граммы должны быть указаны в приложении к лицензии школы на осу­ществление образовательной деятельности.

    Следует отметить, что прохождение процедуры лицензирования в отношении дополнительных образовательных программ выгодно и для самой школы, поскольку является необходимым условием для получения льготы по налогу на добавленную стоимость при оказа­нии таких услуг (пп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Прак­тика применения налогового законодательства показывает, что если дополнительные образовательные программы, реализуемые шко­лой, не указаны в приложении к лицензии, то такая деятельность будет облагаться НДС. Подробнее об этом см. раздел 1.4

    В-третьих, платные образовательные услуги не могут быть оказа­ны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные пу­тем такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Об­разовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суд (п. 3 ст. 45 Закона РФ «Об образовании»). К плат­ным образовательным услугам, предоставляемым государственны­ми и муниципальными образовательными учреждениями, не отно­сятся: снижение установленной наполняемости классов (групп), де­ление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных, общеоб­разовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изуче­нием отдельных предметов, гимназиями, лицеями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые заня­тия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеоб­разовательных программах (п. 4 Правил оказания платных образо­вательных услуг).


    Принципы оказания платных дополнительных образовательных услуг Принцип добровольности

    Дополнительные образовательные услуги реализуются в целях все­стороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан (п. 1 ст. 26 Закона РФ «Об образовании»). Поэтому должен соблю­даться принцип добровольностипредоставления платных дополни­тельных образовательных услуг (ученик имеет право, но не обязан получать эти услуги). «Отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объемапредоставляемых ему образовательным учреждением основных об­разовательных услуг» (ч. 2 п. 5 Правил).

    Отдельно следует раскрыть принцип добровольности платных об­разовательных услуг при реализации школой такой формы обучения как экстернат.

    При обучении в форме экстерната обучающийся (экстерн) самосто­ятельно (т.е. вне общеобразовательного учреждения, в котором он проходит аттестацию) осваивает учебные программы, а в общеобра­зовательное учреждение обращается для прохождения промежуточ­ной и итоговой аттестации по установленному графику. Экстерну не может быть отказано в праве пользования библиотекой, посещения лабораторных и практических работ, консультаций перед экзаменом (в пределах двух учебных часов); других мероприятиях, проводимых в общеобразовательном учреждении (п. 2.5 Положения о получении общего образования в форме экстерната, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 23 июня 2000 г. № 1884*). Взима­ние какой-либо платы за указанные услуги в государственных и муни­ципальных образовательных учреждениях не предусматривается. Лю­бые дополнительные учебные занятия, кроме перечисленных выше, вобщеобразовательном учреждении, в котором экстерн проходит ат­тестацию, могут проводиться только по его желанию в качестве до­полнительной платной образовательной услуги в соответствии с Пра­вилами и договора между экстерном и учреждением (п. 1.8 Положе­ния о получении общего образования в форме экстерната).

    Допуск экстерна к прохождению аттестации при условии посеще­ния курса лекций или иных занятий является грубейшим нарушением законодательства. В случае платности таких занятий данное деяние имеет признаки состава уголовного преступления, предусмотрен­ного ст. 285 Уголовного кодекса РФ. Незаконность подобной прак­тике подчеркивается и в Методических рекомендациях по организа­ции получения общего образования в форме экстерната в общеоб­разовательных учреждениях Российской Федерации (приложение к письму Министерства образования России от 23 января 2002 г. № 03–51–16ин/13–03).

    Документы

    Группа продленного дня

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике